Передерий Григорий Петрович

Передерий Григорий Петрович

Передерий Григорий Петрович (11.10.1871, Ейск Кубанской обл. 14.12.1953, Москва), русский ученый, инженер в области мостостроения и строительной механики. Автор многочисленных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении. Член-корреспондент по Отделению технических наук (механика) с 28.12.1939 г., академик АН СССР по Отделению технических наук (мостостроение) с 27.09.1943 г.
Родился в семье строителя. После Ейского реального училища поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения (ПИИПС). После окончания (1897) устроился на строительство ж.-д. линии Данко-Смоленск, а затем работал на железных дорогах Закавказья.
Ещё будучи молодым инженером, возглавил в Тифлисе журнал «Инженерное дело». Журнал специализировался на технических идеях в вопросах инженерно ? строительного дела. Именно в нем вышли в свет первые работы будущего ученого.

В статье «Влияние жесткости узлов на усилия и напряжения в частях ферм» П. предложил и обосновал новый и точный метод расчета, который был по достоинству оценен учёными США и Европы только через несколько десятилетий. Именно П. принадлежит первенство в открытии эры железобетонных мостов.
В 1902 П. начинает преподавательскую деятельность на кафедре мостов Московского инженерного училища, одновременно служит инженером на Московско-Казанской ж.д.; в 1907 ? преподаватель ПИИПС. Плодотворно совмещал преподавательскую деятельность с проектной и инженерной работами.
Соавтор проекта Амурского моста ? спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Технические данные «Амурского чуда» были самые внушительные — он представлял собой прочную конструкцию из металла и бетона длиной почти 2600 м и полной высотой 64 м, при расстоянии от низа ферм до подпорного горизонта воды в 13,4 м. На строительство моста было израсходовано 17800 т металла. В 1916 это был самый крупный мостовой переход в Восточном полушарии.
В 1912 опубликовал первый в России «Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет», который впоследствии неоднократно переиздавался.
В 1915 разработал типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений под однопутную железную дорогу. Является автором проектов ряда мостов, в т.ч. однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова.
С 1919 ? профессор ПИИПС, с 1920 ? декан факультета инженерных сооружений, а в 1921 ? ректор института. На его плечи легла перестройка (пролетаризация) обучения в институте — требовалась подготовка полноценных инженеров, способных решать технические задачи восстановления и реконструкции отрасли транспорта страны, разрушенной во время Гражданской войны.
С поставленными задачами четырнадцатый ректор ПИИПС успешно справился. Под его руководством были разработаны новые методики преподавания курсов мостов, где впервые акцентировалось внимание на компоновку мостового сооружения в целом.
Основные труды П. посвящены теории и расчёту мостов.
Под его руководством в 1932-1938 в Ленинграде построен железобетонный мост им. Володарского (с применением в арках трубчатой арматуры) и реконструирован мост им. лейтенанта Шмидта (Государственная премия СССР, 1943).
Награжден орденом Ленина, пятью орденами, а также медалями.

Комментарии закрыты.