Амурский мост в Днепропетровске

Есть в Днепропетровске одно сооружение, которое роднит его с Парижем. Во время Всемирной выставки в Париже, в 1900 году, выбирали знаковые изобретения, сооружения и события уходившего в тот год XIX века. Так вот, Гран-при в номинации «Гениальнейшие инженерные сооружения XIX века» были присуждены двум сооружениям: Эйфелевой башне Парижа, о чем знают все в мире, и — Амурскому мосту Екатеринослава, о чем даже редко кто из днепропетровцев сейчас знает.

С начала строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра в 1780-е годы, встал вопрос о новой переправе. В 1796 г. был построен и открыт первый наплавной мост в районе нынешнего моста. Содержание его и перевоз были поручены купцам Осипу Зайцеву и Федору Лебедеву. Мост, построенный из бревен и досок, с деревянными перилами, был бесконечно длинным. При переезде через него часть моста, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался, — этим объяснялось его название «живой мост». В зимнее время мост разбирался, и сообщение между двумя берегами происходило по льду. В весенне-осеннюю непогоду река была неприступна. По несколько дней на обоих берегах ее стояли в ожидании переправы торговцы.

Этот мост просуществовал до 1884 г., когда сообщение через Днепр было открыто по верхнему полотну нового железнодорожного моста. Мост был торжественно открыт

Открытие Амурского моста

Открытие Амурского моста

одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Тысячи жителей Екатеринослава собрались 18 мая на обоих берегах Днепра, чтобы посмотреть, как пройдет первый поезд по самому длинному тогда в России и третьему по величине в Европе мосту. С тех пор великолепное двухъярусное сооружение длиной полтора километра и весом 9525 тонн стало одной из главных достопримечательностей города. Проект моста разработал ведущий русский специалист в области мостостроения Н. А. Белелюбский. Строительство этого грандиозного моста обошлось городской казне в 4 млн рублей, часть которых пожертвовал А. Н. Поль.

К началу XX века пропускная способность экономически важнейшего моста составляла 90 поездов в сутки. Основными грузами были руда, уголь, металл. Через него шли поезда в Харьков, Курск, Москву, Петербург, Ростов, Мариуполь, в Крым и на Кавказ. Мост был сработан прочно, и первые 30 лет его ремонтировать не пришлось. В 1914 г. несущие конструкции моста были значительно усилены. За последующие годы мост трижды возрождался из руин. Первый раз — в 1920 г., после гражданской войны. В 1935 г. через мост проложили первую трамвайную линию. С началом Отечественной войны он стал первым объектом бомбежек. Нашим отступающим войскам пришлось переправляться на левый берег по понтонному мосту, наспех сооруженному саперами.

В 1943 г. Амурский мост восстановили на деревянных опорах, и он простоял так почти 10 лет. Лишь к декабрю 1955 г. мост был восстановлен капитально. Длина моста составила 1 395 м., с подходами – 2397 м, ширина – 15,5 м. Для прохождения крупных судов его оборудовали подъемным пролетом. В 1956 г. по мосту прошел первый троллейбус, а позднее — автобус.

Амурский мост фото

Амурский мост | Между проезжими частями

С каждым годом объем перевозок возрастал, поэтому рядом со старым мостом потребовалось построить новый металлический железнодорожный мост. Строил его коллектив мостоотряда № 12 под руководством начальника А. М. Тесленко, главного инженера И. А. Скачкова. Поставку металлоконструкций пролетных строений обеспечивали Воронежский мостозавод и Завод металлоконструкций им. Бабушкина. Строители применяли передовую технологию: были впервые внедрены передвижные подмости, обеспечивающие минимальные трудовые затраты и максимальную безопасность выполнения всех монтажных работ. Монтаж пролетных строений осуществлялся в «навес», со скреплением соединений всех элементов на высокопрочных болтах – их установлено несколько сотен тысяч.

2 ноября 1977 г. на левом берегу Днепра состоялся митинг, посвященный вводу нового моста в эксплуатацию. Регулярное движение открыли 6 ноября 1977 г.

Амурский мост в Днепропетровске

Амурский мост в Днепропетровске

Комментарии закрыты.